Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

Функциональная грамотность

49

Функциональная грамотность  – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Школьные документы

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся 21-22 г.

Приказ по функц. грамотности

Приказ по функц. грамотности (изменения)

Нормативные документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. Об организации работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 15.09.2021 г. № АЗ-581/03 Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» от 17.09.2021 №01-09/285 «О создании региональных команд по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся»

Распоряжение департамента образования Владимирской области от 17.09.2021 г. №987 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»

Приказ управления образования администрации Собинского района № 337 от 21.09.2021 г. Об     организации      работы     по      повышению функциональной  грамотности  в образовательных организациях    Собинского района   в   2021 - 2022 учебном году

Приказ  управления образования администрации Собинского района №523  от 08.12. 2021 г. О внесение изменений в приказ управления образования от 21.09.2021 г. № 379 

Методические материалы по функциональной грамотности:

Предлагаем материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:

·         Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке

·         Примеры открытых заданий PISA

·         Сборник информационных и методических материалов для педагогов 

·         Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)

·         Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей

·         Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности  

Ссылки на интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности

·         Основные подходы к оценке каждого из 6-ти направлений ФГ обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания размещены на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/index.php

·         Центр оценки качества образования ИСРО РАО Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. http://www.centeroko.ru/

·         СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/

·         Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

·         Примеры открытых заданий по математической грамотности PISAhttps://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

·         Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

·         Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISAhttps://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

·         Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISAhttps://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

·         ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

·         СИПКРО

·         Издательство «Просвещение»

·         Банк тестов

·         Московский центр качества образования

·         Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник